Русское Агентство Новостей (ru_an_info) wrote,
Русское Агентство Новостей
ru_an_info

Categories:

Карантин не только вреден, но и полезен. Позитивные последствия карантина

14 сентября 2020

Карантин не только вреден, но и полезен. Позитивные последствия карантина

Карантин. Страшная вещь для современной экономики, с ее перекосом в сторону сферы услуг. Жизнь замирает, целые отрасли экономики в коматозе, спрос и продажи падают, мелкий бизнес разоряется, растет безработица. Фирмы, которые процветали и являлись донорами бюджета, садятся на шею государства. Казалось бы, какие тут могут быть позитивные последствия. А они есть. Как тот суслик, которого явно не видно.

Статья перекликается с предыдущей офисной – https://aftershock.news/?q=node/837611. Итак, в конце марта ввели карантин. Оживленные офисные человейники затихли. По некогда многолюдным коридорам и кабинетам изредка слонялись дежурные специалисты. Офисное население ушло на удаленку. Бесконечные совещания переместились из шумных переговорных в Skype и Zoom. Оказалось, что в таком формате есть даже свои плюсы. Обсуждения можно записать и скинуть отсутствующим коллегам. Или предъявить как доказательство через какое-​то время. Что заставляет некоторых фильтровать свое красноречие. Если обсуждение заходит в не касающуюся тебя тему или уходит в бороздящие просторы театра космические корабли, можно оставить как фоновый шум и заниматься своей работой. Экономится время на практическую работу.

Поскольку присутствие в офисе не обязательно, многие разъехались из Москвы по домам в родную Вологду, Саратов или Вышний Волочек. С конца мая народ потихоньку начал возвращаться в офисы, однако полностью к обязательному присутствую в офисах так и не вернулись.

Первое последствие карантина – это массовый переход к удаленной работе. В самой удаленке нет ничего нового. Некоторые компании практиковали ее уже лет 20. Однако массовому переводу сотрудников на удаленную работу препятствовали предубеждения в среде работодателей. Считали что работа с обязательным присутствием в офисе более эффективна. На удаленке народ расслабится, затруднится коммуникация, сложнее контролировать конфиденциальность информации. Да и технические вопросы по организации удаленного доступа многих пугали. Поэтому большинство компаний предпочитало держать своих сотрудников под контролем в офисах.

Карантин заставил перейти на удаленную работу. И страхи рассосались. Организовать удаленный доступ при современном уровне проникновения Интернета оказалось совсем не сложно. Как и обеспечить защиту информации. Народ почему-​то не расслабился, эффективность работы не снизилась, а где-​то даже повысилась.

Явно это вижу на примере собственной жены, правда в Нижнем Новгороде. Она работает в едином бухгалтеском центре (ЕЦО). В Нижнем Новгороде их несколько, обеспечивают бухгалтерский учет по всем дочерним организациям и филиалам больших корпораций федерального уровня. Сотрудники процентов на 95 женщины. Регулярно кто-​то уходит в декрет. Причем не только рядовые бухгалтера, но и руководители и эксперты со специфическим опытом и налаженными личными связями в подотчетных предприятиях. Часто их сильно не хватало на работе. Передавали наверх просьбы перевести какую-​то декретницу на удаленку, в качестве исключения. Всегда следовало категорическое НЕТ. Конфиденциальность данных и все такое. Никакой удаленки принципиально.

С началом карантина пришлось пересмотреть свои принципы и в авральном порядке организовать удаленную работу всем сотрудникам. Моя мадам кстати поначалу тоже была недовольна. Она руководит небольшим отделом, считала что "эти дуры", в смысле сотрудницы, начнут безбожно косячить, а ей отдуваться. И как вообще можно работать из дома, нерабочая же обстановка. Со временем изменила свое мнение. "Дуры" косячить больше не стали, данные никто никуда не слил, а все вопросы замечательно решались по телефону. Зато экономится время на дорогу, нанесение боевой раскраски, на распитие чаев с обсуждением свежих сплетен новостей. Раньше во время отчетов ей приходилось засиживаться допоздна на работе. Причем в основном в режиме ожидания что кто-​то что-​то загрузит, ответит, исправит, снова загрузит, пройдет предварительная проверка. Активной работы было на полчаса, зато сидеть приходилось до полуночи. Сейчас она в это время может заниматься домашними делами, периодически отвечая на звонки и заглядывая в компьютер.

Судя по словам жены, режим удаленной работы у них продлили до конца года, а потом, судя по слухам, перейдут к смешанному режиму. Пару дней в неделю на работе, остальное из дома, или неделя через неделю. И такая картина повсеместно. Распробовав на практике удаленку, многие оценили ее плюсы. Если эффективность работы не снижается, то зачем все время держать народ в офисах.

Посмотрел кстати цены на московскую офисную недвижимость. Калькулятор выдает что цены упали в среднем на четверть по сравнению с осенью 2019. В последний месяц есть тенденция к росту. Риэлторы полны оптимизма и считают, что после полной отмены карантина цены вернутся к исходным значениям. Хотя я бы на их месте не был так оптимистичен. Карантин рано или поздно уйдет, а удаленка останется. Полного возврата к старой офисной жизни уже не будет.

Другим следствием карантина стало осознание, что необязательно всех ключевых специалистов держать в головном офисе, как правило в Москве. Несколько лет назад периодически обновлял свое резюме на ХедХантере и искал вакансии. Иногда попадались вакансии, как будто под меня написанные. Все портила приписка – работа в офисе в Москве. Как-​то раз даже собеседовался по скайпу со своим старым знакомым. В молодости работали вместе и мотались по командировкам. Стал директором по IT в небольшой телекоммуникационной компании. Узнали друг друга, повспоминали, после чего говорит – ну возвращайся в Москву, снова вместе будем работать. На мой вопрос "А можно как-​то без переезда?", последовало "Увы". Предусмотрен только головной офис в Москве, филиалами в провинции никто заморачиваться не будет. В молодости было легко переезжать, собрал рюкзак с носками и поехал. А здесь дети, школа, садик, своя квартира. В-​общем пришлось отказаться от предложения.

Хотя в чем сложность открыть филиал в Нижнем Новгороде, для меня было непонятно. На старой работе у нас давно уже перешли к распределенным группам. В Оренбурге был вообще "филиал" из одного человека. Как он там работал не знаю, может из дома, может где в офисе продаж место выделили. Но проблем никаких не возникало. Зарплата перечисляется на карту, вместо рабочего телефона Jabber, есть электронная почта, сотовый телефон, мессенджеры. Если нужна подпись, документ шлется на электронную почту, печатается, ставится подпись, сканируется и отправляется обратно. Сейчас еще проще, все документы переводят в электронную форму, даже трудовую книжку.

Недавно на текущей работе было совещание по стратегии ИТ. Во время карантина руководство озадачилось низкой эффективностью департамента ИТ. Обратилось за консультацией к консалтинговой компании Маккинзи. И те открыли глаза на очевидное. Ничего не скажешь, профессионалы. Видно нужно обязательно отбашлять до черта денег, чтобы тебе объяснили, что черное это черное, а белое это белое. Одной из причин низкой эффективности по Маккинзи была чрезмерная концентрация сотрудников в Москве – более 90%. За меньшую зарплату в регионах можно найти более квалифицированных сотрудников. Которые, к тому же, будут лояльнее. Как известно, в Москве очень высокая текучка в сфере IT. Поэтому планируем, что к 2025 году более 50% сотрудников будут работать в регионах.

Вообще, многие продуманные компании уже давно начали выводить персонал в регионы. Но их пока меньшинство. Для других видимо требовался пинок от Маккензи, чтобы понять очевидное. Кстати, от нескольких знакомых в Москве слышал, что у них творится что-​то подобное, и тоже с подачи Маккинзи. А с Маккинзи работают сейчас чуть менее чем все диджитал компании. Диджитализация сейчас в моде, поэтому диджитализируются все продвинутые фирмы. В первую очередь ИТ, телекомы, финансы. Но вообще диджитализируются все крупные компании. Быть не диджитал сейчас западло.

Думаю что уход в регионы в ближайшие годы будет в тренде. И не только в ИТ. Карантин в форсировании этого процесса сыграл не последнюю роль. А подобный тренд обычно ведет за собой пересмотр орструктуры компаний.

Третьим следствием, надеюсь, станет оптимизация оргструктур, которая в в большинстве московских головных офисов сейчас представляет из себя перевернутую пирамиду. Когда число креативщиков и управленцев превышает число технарей. Иногда в разы. В итоге технари просто не в состоянии реализовать все, что накреативят креативщики, а последние занимаются имитацией бурной деятельности. Если брать московские головные офисы крупных компании федерального уровня, то, например, в департаментах ИТ средняя зарплата приближается к 200 тыс руб в месяц. В некоторых, типа Сбербанка, даже выше. При этом эффективность работы этих подразделений оставляет желать лучшего. За остальных не скажу, не владею достаточной информацией. Не мешало бы переворошить все это хозяйство.

Tags: Москва, Нижний Новгород, Россия, медицина в России, экономика, экономика в России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments