Русское Агентство Новостей (ru_an_info) wrote,
Русское Агентство Новостей
ru_an_info

Category:

Фильм Дюна: возможно, последняя грандиозная кинопремьера в новейшей истории

17 сентября 2021

Тимоти Шаламе, Оскар Айзек, Ребекка Фергюсон, Зендая в фильме Дюна

МОСКВА, 17 сен – РИА Новости, Егор Беликов. Про "Дюну" все что-то слышали, но не до конца понимают, что же их ждет в момент релиза. Премьеру много раз переносили. После ажитации на Венецианском кинофестивале (вне конкурса, но все же со звездами на красной дорожке) поступили противоречивые отзывы критиков. О том, почему выход в прокат одного полнометражного фильма так много значит для целой индустрии и что нужно знать об этой ленте перед просмотром, – в материале РИА Новости.

Подготовка к переезду на Арракис

Прежде всего "Дюна" – не совсем тот блокбастер, в смысле крупнобюджетный фильм, к которым зритель привык за последние несколько лет. Здесь режиссер Дени Вильнев (а он вообще не прогибается под изменчивый мир), несмотря на доступ к большим студийным бюджетам, не наводняет экранное действие бессмысленным и беспощадным экшеном и отсылками к предыдущим частям. Хотя это просто потому, что ранее подобных фильмов не было – этот первый.

Пусть студия Warner Bros. и мечтала, что благодаря правам на экранизацию могучего фантастического литературного цикла Фрэнка Герберта вырастет мультимедийная вселенная, Вильнев решил под зрителя по большей части не подстраиваться, а снять ленту в стиле классической – максимально неторопливой – киноэпопеи наподобие "Лоуренса Аравийского". И к этому нужно быть готовым.

Заседание герцога Атрейдеса

Сюжет романа в фильме упрощают, но все же пересказывают доходчиво. Наверное, в данном случае пригодится некий словарик терминов и понятий, которых в картине, посвященной разросшемуся на всю вселенную человечеству, слишком много.

Арракис – пустынная планета с тяжелыми условиями существования.

Меланж, специя – вещество (выдуманное, разумеется), которое добывают в песках Арракиса, психоактивное и очень ценное – как нефть будущего.

Шай-Хулуд – гигантский червяк, что водится на том же Арракисе и мешает добывать меланж.

Бене Гессерит – тайный женский евгенический орден, который ведет сложную работу по выведению юноши-пророка по имени Квизац Хадерах. Там же представителей знатных домов обучают дару убеждения – Голосу.

Атрейдесы – герцогский род, которому император однажды отдает в управление планету Арракис. Состоит из герцога Лето (Оскар Айзек), его наложницы и матери ребенка, состоящей в Бене Гессерит леди Джессики (Ребекка Фергюсон), а также подающего надежды наследника-тинейджера Пола (Тимоти Шаламе) – есть ощущение, что он и есть Квизац Хадерах. Все они переезжают на Арракис.

Тимоти Шаламе и Ребекка Фергюсон в фильме "Дюна"

Кадр из фильма Дюна

Тимоти Шаламе и Ребекка Фергюсон в фильме "Дюна"

Кадр из фильма Дюна

Дэйв Батиста в фильме "Дюна"

Харконнены – знатный и злодейский дом, ранее управлял планетой Арракис и попытается после назначения туда Атрейдесов вернуть себе при помощи нечестной многоходовочки эту кормушку.

Фримены – арракисские аборигены, живущие в пустыне, боготворящие Шай-Хулудов и потребляющие растворенный в воздухе меланж (вследствие чего посинели белки глаз). Среди них – загадочная девушка Чани (Зендая), которая постоянно снится страдающему от снотворческих пророчеств Полу.

Если у вас все это уложится, дальше "Дюна" дается просто. Главным героем оказывается Пол, он становится заложником ситуации: именно его привилегированная семья попадает на мистическую планету, где можно неслабо подзаработать. С этим, правда, связан риск мести Харконненов – и еще сложно выстроить вменяемые отношения с фрименами.

К сожалению, всю эту изысканно придуманную Гербертом геополитику и философию в кино сводят к истории очередного избранного (вроде Гарри Поттера), который попадает в уникальные обстоятельства – по колено в меланжевый песок. Наверное, от "Дюны" можно было бы ожидать большего.

Меланжевая казна

И в этом, как кажется, главная проблема – возможное падение ниже уровня неоправданных ожиданий. Это в среднем неплохой фильм. Может, не лучший у Дени Вильнева, прославившегося умными блокбастерами, такими как "Прибытие" или "Бегущий по лезвию 2049". Все же лента завораживает (хотя бы иногда, в моментах) причудливой пустынной магией, эксплуатирует нашу извечную тягу к дальним странствиям, познанию неизвестных, наверняка чарующих, земель.

Но, наверное, из "Дюны" не получится прорыва, хотя продавали ее мировой киноаудитории именно так.

Фильм Дюна: возможно, последняя грандиозная кинопремьера в новейшей истории

В этом смысле "Дюна" вполне может стать последним мегаломанским проектом олдскульного Голливуда. Warner Bros. – одна из немногих студий-мейджоров, хотя бы пытающихся не меняться в угоду стриминговому буму. Впрочем, и там все чаще делают гибридные релизы, когда фильм сначала выходит в умирающих от недостатка аудитории кинотеатрах, а потом – онлайн в HBO Max.

Актриса Ребекка Фергюсон на красной дорожке премьеры фильма "Дюна" (Dune) на 78-м Венецианском международном кинофестивале
Актриса Ребекка Фергюсон на красной дорожке премьеры фильма режиссера Дени Вильнёва Дюна (Dune) на 78-м Венецианском международном кинофестивале.

Актриса Ребекка Фергюсон на красной дорожке премьеры фильма "Дюна" (Dune) на 78-м Венецианском международном кинофестивале

Tags: Россия, Россия и Запад, Россия и США, США, премьера, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments