«Большая страна, которая имеет некоторые амбиции в Европе», просто не может делать вид, что проблемы с беженцами для нее не существует.
Президент Польши побывал в пятницу, 28 августа, с однодневным визитом в Берлине и провел там «разведку боем». Немцы с настороженностью ждали этой встречи. Ключевым вопросом для них было: столкнутся ли они в лице Дуды с политической реинкарнацией польского президента Леха Качиньского, который испортил в свое время отношения с Германией. Оказалось, что его преемник, хоть тоже из партии «Право и Справедливость» (PiS), но все-таки не такой. Вместе с тем, Дуда показал, что у него есть своя повестка польско-немецкого диалога, не совпадающая с видением Берлина. Поэтому реакцию немецкой прессы на визит польского президента в целом можно описать двумя словами — расслабление и разочарование.
На портале президента Польши на момент написания этой статьи было два сообщения Польского агентства печати (РАР) о визите Дуды в Берлин, где говорилось о его интересе к тому, чтобы польские дети в Германии учили польский язык, а также информация о повестке переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель — безопасность, НАТО и беженцы. На портале немецкого коллеги президента Польши размещена приветственная речь Йоахима Гаука, в которой тот больше говорил о прошлом и мало о настоящем и будущем. А на портале канцлера информация о визите Дуды и вовсе отсутствует. Между тем, по сведениям либерального польского ежедневника Gazeta Wyborcza, разговор между Меркель и Дудой был непростым. «Встреча была немного прохладной, госпожа канцлер, как это водится, выложила карты на стол», — рассказал изданию один из дипломатов, присутствовавших на встрече. Камнем преткновения между Варшавой и Берлином является вопрос о беженцах. По данным ООН, с начала этого года в Европу прибыло около 300 тысяч мигрантов. По прогнозам, до конца года их численность составит в пределах до 1.000.000 человек. Германия предполагает, что большая часть беженцев останется у нее, и это Берлин не особенно устраивает. Немцы хотели бы распределить ответственность между членами Европейского союза, что значит — Польша тоже должна принять и кормить мигрантов.
Есть и другие нюансы. Немецкое информационное агентство DPA оценивает число украинских беженцев, которые выехали с Украины с начала вооруженного конфликта, как «более двух миллионов человек». Украинцы сегодня, действительно, заполонили Польшу, но они приехали работать, а не сидеть в лагерях. И сколько из них получило убежище в Польше? Польский еженедельник Polityka приводит следующие данные. По состоянию на начало 2015 года, Управлением по делам иностранцев принято в 523 случаях решение о прекращении производства по делу о предоставлении статуса беженца, в 1248 случаях в предоставлении такого статуса отказано, дано 3 разрешения на пребывание в стране и 2 разрешения на предоставление дополнительной защиты. Совет по делам беженцев, рассматривая жалобы украинцев на постановления Управления по делам иностранцев, в 2 случаях дал согласие на предоставление статуса беженца и в 8 случаях согласился на выдачу дополнительной защиты. В общей сложности, в первом полугодии 2015 года Управление по делам иностранцев предоставило статус беженцев 103 человекам, большинство из которых, 27 человек, прибыли из Сирии.
На протяжении последних десяти лет Варшава получала массированные вливания в свою экономику от ЕС, следовательно, и от Берлина тоже. Сегодня Германия прямо заявляет, что по счетам надо платить. Но сможет ли Берлин заставить Варшаву работать? Похоже, немецкое терпение подходит к концу. Если «большая страна, которая имеет некоторые амбиции в Европе», хочет их поддерживать, то она обязана профинансировать свои «хотелки». Это касается всей палитры вопросов, включая международные. В том числе, и касательно предложения Дуды изменить формат переговоров относительно Украины. Как указывает польский политолог, профессор Эрхард Чомер, участие в переговорах предполагает, среди прочего, потребность в финансовых выгодах для Украины. Между тем, подчеркивает профессор Чомер, «Польша предложила очень мало средств, до сих пор — 100 миллионов евро в течение 10 лет, а Германия — миллиард». Поэтому бравурные реляции ориентирующегося на партию «Право и Справедливость» портала wPolityce, который заявил по итогам визита польского президента в Берлин, что «власть политиков, подобных Анджею Дуды, не являющихся в Германию с позиций политического лакея, как это было в последние годы, дают шанс восстановить истинное партнерство польско-германских отношений», может стать адекватным в том случае, когда Варшава начнет работать и финансово вкладываться в собственные амбиции на внешнеполитической сцене.