Русское Агентство Новостей (ru_an_info) wrote,
Русское Агентство Новостей
ru_an_info

Курортная Ялта: как завершается туристический сезон

01 сентября 2015

Курортная Ялта: как завершается туристический сезон

"Здесь все, как в конце 80-х", — воскликнул мой старший товарищ, приехавший со мной в Ялту на пару дней по делам. Вот эта улица, вот этот дом. "Ну, да, вот здесь стояла бочка – разливали рислинг, — Михал Михалыча посетили воспоминания. — А в этом доме был продуктовый магазин. По утрам выстраивались очереди за вареной колбасой".

В Ялте пока все осталось примерно так, как было лет 30 назад: толпы отдыхающих, снующих по набережной взад-вперед, переполненные троллейбусы, все те же старые "шкоды". А вот цены летние, курортные, российские. Ценник зашкаливает везде и на все: такси, фруктовый базар или прибрежное кафе, где черноморскую рыбу продают на вес, в граммах.

Пробка в подарок от москвичей?

По дороге из аэропорта Симферополя на трассе образовалась пробка. Таксист чертыхается: "Все москвичи виноваты. Понаехали. Вот скажи, зачем приезжать сюда на своей машине. Прилетай, пей вино, отдыхай! Не было никогда пробок…". Москвичей ругают всегда, они, конечно, "во всем виноваты", но так, чтобы ругали за пробку, да еще не такую уж и длинную это, пожалуй, что-то новенькое. Разве не о таком массовом туристе мечтали крымчане последние 20 лет?

Машин с российскими номерами действительно много. В Симферополе, где о платных паркингах никогда не слышали, теперь оставить автомобиль и уйти стало целой проблемой. Причем на трассе, которая ведет к морю, их меньше не становится.

Вот и красавица Ялта. Таксист не церемонится, объявляет ценник: "Две пятьсот". "Но это же в два раза больше, чем было прошлым летом", — пытаюсь спорить я. "Мало ли, что было прошлым летом, в Сочи, небось, не торгуетесь?" — берет напором водитель.

Что возразишь человеку на такое? В его понимании все просто: раз в Сочи построили шикарные дороги, пятизвездочные отели, и туда не зарастает народная тропа, то и здесь с приезжего драть надо втридорога.

В четырехзвездочном отеле яблоку негде упасть

Гостиница "Ялта-Интурист" встречает каким-то нездоровым гамом. Ощущение, что этот улей, где организовано более 900 номеров, заселен под завязку. Этот отель был и остается визитной карточкой южного берега Крыма. В его интерьерах сняты десятки советских кинофильмов, здесь останавливались главы государств и правительств многих стран мира. Это место традиционно славилось дороговизной. Еще несколько лет назад даже в пик сезона цены здесь колебались от 3 до 4,5 тысячи за стандартный двухместный номер.

Но сейчас не верим своим глазам. За обычный номер просят 10 200, люкс оценивается в 19 900. Отель, чтобы не простаивать пустым, с этого года работает по системе "все включено". Турагентства продают так называемые "пакетные туры", включающие сразу и перелет, и проживание с питанием. И эти туры оказываются значительно дешевле по сравнению с заселением "от стойки". Но такую путевку надо еще поискать.

На этаже спотыкаемся о провода, здесь же оставлены мешки со строительным мусором, банки с краской. Номер – в самом эпицентре ремонта. Сверлить начинают около восьми утра, заканчивают в районе десяти вечера. Портье на просьбы остановить работы, чтобы хотя бы поспать в обед, вежливо обещает помочь, но так или иначе работы упорно продолжаются. Захожу в соседний номер. Интересуюсь у рабочих, когда закончат. "Генеральный директор запретил останавливаться, штробить велел, не обращая ни на кого внимания".

Территория по сравнению с прежними временами облагородилась, появился зоопарк и точек общепита больше. Но пляж переполнен. Странно. И это при том, что отель огородил свои владения высоким забором, установил турникеты – мышь не проскочит. Повсюду охранники в берцах. Но к ним претензий нет – вежливые люди: и на вопросы ответят, и, если магнитный ключ забыл, войдут в положение и пропустят.

Вечером сосед поранил ногу в воде. Отправились в гостиничный медпункт, но выяснилось, что при численности отдыхающих в среднем 3 тысячи человек работает он не круглосуточно. Пришлось вызывать "скорую" из города. "Миленький, — отвечает диспетчер на том конце провода. — Положи мокрую тряпочку на голову, лежи и жди. Нет бригад". "Да у друга сильный порез", — я пытаюсь вставить слово. "А мы чем можем помочь, говорили администрации гостиницы, что в следующий раз не приедем, не успеем, вот вы позвонили, пусть принимают меры", — диспетчер "скорой" даже не кладет, бросает трубку.

Дозвониться до портье вечером невозможно. После 45 минут безуспешного набора номера спускаюсь вниз. У стойки — толпы отдыхающих. Кто-то хочет заселиться, кто-то, также как и я, с вопросом. Выясняется, что ни аптечки, ни тонометра, случись у кого гипертонический криз, в отеле нет. Все в медпункте, который закрыт. "Вызывайте "скорую".

Мэр Ялты: проведем инвентаризацию и будем строить жилье

Мэр Ялты Андрей Ростенко разводит руками: "Мы неоднократно говорили администрации отеля, что нужен круглосуточный медицинский пост. Нас уверяли, что он есть. Видимо, случилось недопонимание – исправим!".

У мэра помимо текущих вопросов в повестке дня задачи глобальные. Новой команде, которая работает с осени прошлого года, достались все проблемы переходного периода.

"Мы еще не все понимаем, у нас идет процесс инвентаризации и приведения в соответствие законодательства, процесс адаптации", — рассказывает Вестям.Ru ялтинский градоначальник. "Мы будем в процессе этой работы получать дополнительную информацию и решать вопросы благоустройства городской инфраструктуры", — говорит Андрей Ростенко.

Задачи глобальные – это поиск перспективных инвесторов. Несмотря на кризисные явления, такие находятся. Их интересует земля под многоэтажное строительство в городе, некоторые готовы вложиться в ремонт здравниц.

"Это долгосрочные инвестиции, их окупаемость не год и не два, понадобится лет 8-10, чтобы затраченные средства начали работать и приносить прибыль", — говорит специалист по инвестициям Андрей Князев.

"Наша компания осматривала участки для жилищного строительства в Ялте. В центре инвесторы могут рассчитывать только на расселение ветхого фонда. На месте старых, непригодных для проживания, аварийных домов можно точечно строить. Но это единичные примеры. В основной массе земля свободна где-то на окраине города", — поясняет Андрей Князев.

Это превращает жилье из класса элитного в обычное. Транспортный коллапс в Ялте не за горами. Мост, связывающий полуостров с материком,0 построят через три года. Кто захочет добираться в центр города через многокилометровые пробки?

Центр Ялты освободят от машин

"Инвесторы есть. А сегодня самое главное убрать транспорт с центральных улиц", — включается в разговор мэр города Андрей Ростенко. "Будем изыскивать возможность для строительства многоэтажных парковок. Иного варианта нет. Я бы хотел сказать, что в течение ближайших двух лет мы эту проблему решим", — заключает мэр.

"У нас такая плотность застройки высокая, что негде парковаться автомобилям — это историческая наследственность. Но мы нашли потенциал для решения проблемы. Хотя мы входим в противоречие с предпринимателями. Эта хаотичность размещения объектов торговли шокирует и отдыхающих, которые приезжают к нам в Крым с материковой России и самих жителей Ялты", — рассказывает ялтинский градоначальник.

Торговать с рук в Ялте теперь нельзя

Несанкционированная торговля – бич всех курортных городов. Ялта не исключение. Торгуют на земле, торгуют на ящиках, возле палаток с прессой и прямо на набережной. Вот бабушка принесла виноград, две книжки, стакан семечек. "Пенсии подняли, но денег все равно не хватает, коммуналка дорогая", — жалуется нам Лидия Ветрова. "Я на этом месте больше десяти лет торгую. Иногда гоняют, но в основном терпимо относятся, разрешают продать свои фрукты из сада, иногда что-то из вещей распродаем", — говорит Лидия Ветрова.

"Людей не хочется обидеть. Никого. Чтобы не резать по живому, нам приходится действовать тонко", — говорит мэр города. — Не все понимают, многие территории общественного пользования заняты рыночками, магазинами и люди недоумевают, почему после стольких лет работы мы должны освобождать это место?"

Но городу предложить таким торговцам нечего. Рынков в центре немного, и места там давно выкуплены. Людям надо где-то подзаработать, к "шанхаю" в центре Ялты давно привыкли, но такой курорт не очень-то привлекательный.

Что ялтинцу здорово, то немцу удивительно

В гостинице встречаем туриста из Германии. Рейнольд Пенхольц путешествует по России второй год. Но в Крым приехал впервые. Сравнивать с тем, как здесь было раньше, не может. Он встретил рассвет на Ай-Петри, морем добрался до Ласточкиного гнезда, осмотрел Ливадийский дворец.

"Отдыхать в Крыму совсем не дорого. И неопасно, как некоторые у нас говорят. Может быть кому-то покажется странным, что мы тут везде разъезжаем, когда Германия поддерживает санкции в отношении России, как раз из-за Крыма, но у меня с женой интерес к России, ко всему русскому", -говорит господин Пенхольц.

Хотя беспорядка, по его словам, здесь хватает. К примеру, немецкий турист никак не может привыкнуть к давке в ялтинских троллейбусах. В часы пик, когда на улице жара, ялтинский общественный транспорт набивается битком. Расстояния большие, приходится ехать стоя, держась за поручень. Вместо кондиционеров форточки и люки на крыше. А виноваты старые троллейбусы: они часто ломаются, в итоге интервалы движения увеличиваются. В мэрии рассказали, что деньги на покупку нового парка выделили, но они пока до Крыма не дошли.

В первый же вечер в Ялте немецкому туристу показалось, что его обсчитали в ресторане. Заказывали рыбу, черноморскую камбалу. Так вот каждая порция обошлась в 2600 рублей. Оказалось, стоимость блюда рассчитывается исходя из веса в граммах. Хозяева рыбных ресторанов пояснить это никак не смогли.

Санатории проще отстроить заново

"Двадцать лет в санаторно-курортное хозяйство Крыма ничего не вкладывалось", — рассказывает нам мэр Ялты Андрей Ростенко. Вот почему многие здравницы, некогда имевшие привлекательный вид, заметно обветшали. Да разве дело только в зданиях.

Оборудование устарело и морально, и физически. "Каждый сезон что-то выходит из строя", — поясняет нам главный врач одного из ведомственных санаториев, где мы побывали. Здесь со дня на день ждут комиссию из Москвы, по итогам должно быть принято решение о выделении средств. Часть из них вложат в достройку нового корпуса, строительство которого заморозили в 90-е. На оставшиеся деньги закупят оборудование для водо-грязелечебницы.

"Не хочу загадывать, но очень рассчитываем на то, что средства придут", — говорит главный врач. — Инфраструктуру все эти годы сами поддерживали в исправном состоянии. Полетел насос в бассейне – нашлись умельцы, чинили, системы отопления в корпусах тоже исправляли своими силами. Не говоря уже о бесконечных косметических ремонтах палат и холлов. Сколько их было, не припомню. Но если сейчас не начать восстанавливать, то еще год-два, может три и вся система здравниц, которая строилась годами, будет уничтожена".

Ялта не Сочи

Но одних бюджетных средств, выделяемых на эти цели все равно недостаточно. Как и в Сочи в Ялте, в Крыму должно заработать частно-государственное партнерство.

Хотя сравнение с Сочи мэру Ялты кажется не совсем уместным.

"У Ялты свой путь развития, не надо повторять путь Сочи. Ялта знаменита своей изысканностью, утонченностью. Этот регион надо сберечь для будущих поколений, чтобы оставить все лучшее и красивое и построить новое так, чтобы было удобно и туристам, и местным жителям", — рассказал Вестям.Ru мэр города Андрей Ростенко.

Местные жители, заметно подуставшие от необустроенности, все же рассчитывают на быстрые и кардинальные улучшения. Запланированы работы по ремонту дорог, тротуаров, водопровода, замены очистных сооружений. Ждут переселения и жители коммуналок – их в центре Ялты все еще немало.
Туристический сезон, тем временем, подходит к концу, его итоги в Крыму традиционно подведут в конце сентября.

Артём Высоцкий

Tags: Германия, Деньги, Земля, Крым, Россия, Сочи, Ялта, дорога, мэр, троллейбус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments